Готовимся к сезону открытой воды.
И хотя до летнего сезона еще не близко, особенно до законного разрешения, с ловлей под мотором, но начинать готовиться надо уже сейчас. Эта статья в первую очередь адресована начинающим рыбакам, делающим свои первые шаги именно в рыбалке с лодки. Итак, что для этого нужно, в первую очередь стоит заглянуть в свой судовой билет, а что там написано. Если же судового билета нет, об этом то же стоит задуматься. По существующим законам не подлежат регистрации следующие виды плавающих средств. Безмоторные плавучие средства меньше 20 метров длины. Безмоторные лодки, весящие вместе с оснащением меньше 200 кг. Безмоторные лодки с количеством посадочных мест меньше 12. Лодки с перечисленными значениями, на которых установлены двигатели меньше восьми киловатт или 10,88 лошадиных сил. Такими лодками можно пользоваться на всех водоёмах России без документов о регистрации в ГИМС. Соответственно если ваша лодка не подпадает под эти параметры, то ее обязательно нужно регистрировать в ГИМС, со всеми вытекающими последствиями. Вместе с регистрацией обязательно прохождения ТО, теперь это нужно делать раз в пять лет с момента соответственно самой регистрации. Причем если судно проходит перерегистрацию, например в связи с продажей, то оно так же и проходит ТО и пятилетний срок начинает отсчитываться именно с этого момента. Теперь по правилам, ТО проходит в два этапа, сначала на воде, а затем на суше. Конечно инспектора, этого не всегда придерживаются, но быть готовым к этому надо. Теперь немного о правах, они требуются на любое плавающее судно, оснащенное мотором свыше пяти лошадиных сил. И грузоподъемность судна в этом случае не имеет никакого значения, только мощность мотора. В случае отсутствия прав, вам обязательно выпишут штраф, а так же имеют полное право отбуксировать вашу лодку на специальную штрафстоянку., при условии, конечно, если вас поймают. На данный момент, еще есть время, привести все в порядок, и выходить на водоем, как говориться, с чистой совестью. Если все документы в порядке, то смотрим в судовой билет и оснащаем лодку всем тем, что там прописано. Конечно не все пункты имеет смысл выполнять, например в моем судовом билете на РИБ 4.5 метра, прописано наличие двух спасательных кругов. На мой взгляд, требование несколько неадекватное, и вполне достаточно спасательных жилетов, которые так же там указаны. Даже если бы возникло желание приобрести эти круги, держать их попросту негде, так как место в лодке крайне ограничено. Так же в судовом билете прописано наличие «конца Александрова», сигнальных ракет двух цветов, красного и белого, а так же черпака. Для движения в темное время суток, так же обязательно наличие сигнальных огней.
Теперь немного поподробнее обо всех этих требованиях. Начнем, на мой взгляд, с самого главного, спасательного жилета. В продаже их огромное количество, как отечественного, так и импортного прохождения. Все жилеты отличаются по грузоподъемности, начиная с детских моделей рассчитанных на двадцать-тридцать килограмм и заканчивая жилетами с грузоподъемностью свыше 160 кг. Все жилеты сделаны по одному принципу, под подкладку вставлен специальный материал, в основном используется пенополиуретан, именно он и держит попавшего в воду человека на поверхности.
Основные требования к спасательному жилету выглядят следующим образом. Спасательный жилет обязан надежно фиксироваться на теле, и при этом не мешать движениям, так как попадание в воду это редкий случай, а вот ловить рыбу в нем приходится целый день. При попадании в воду, спасательный жилет должен оставаться на теле и не в коем случае не соскакивать. А это может произойти и жилет может оказаться над головой , если все ремни не будут правильно застегнуты или не выдержат заданных нагрузок. Все пряжки, застежки, замки-молнии и прочие крепления должны выдерживать максимальные нагрузки, при этом не расстегиваясь и не ломаясь. Любое свободное движение спасательного жилета, на теле не допускается. Спасательные жилеты должны удерживать пловца в состоянии "лицом вверх", даже в том случае, если он в бессознательном состоянии. От этого зависит выживание человека в воде, так как иногда он попадает туда в бессознательном состоянии. А в таком состоянии человек не имеет возможности использовать страховку и может находиться в воде довольно долго. Для таких случаев многие спасательные жилеты имеют подголовник , которые фиксируют голову потерпевшего в воде.
По требованиям ГИМСа спасательный жилет должен иметь:
- Сигнальный яркий цвет материала
- Наличие светоотражающих полос
- Наличие свистка. Подголовник
- А так же жилет должен иметь сертификат прохождения испытаний ГОСТ
Те жилеты которые продаются в магазинах не всегда соответствуют этим требованиям, чаще всего это относиться к импортным изделиям. Хотя конечно внешний вид у них предпочтительней наших. Такие жилеты редко сертифицируются, в основном из-за того, что это экономически не выгодно, и относятся к категориям поддерживающих. Многие рыбаки предпочитают именно такие жилеты, в основном из-за их внешнего вида, и довольно удобного функционала. Обычно они оснащены большим количеством карманов, что на рыбалке просто необходимо, для хранения полезных вещей. Если вы решили приобрести такой жилет, то мой совет, испытать его в подходящих условиях, а то может возникнуть ситуация, что вы приобрели не спасательный а разгрузочный жилет, который только и может, сам себя держать на воде, а вот с человеком уже тонет и соответственно не выполняет свою функцию. Среди отечественных моделей так же попадаются модели с большим количеством карманов, то вот внешний вид все же значительно уступает импортным. Зато он точно выполнят свои основные функции и с ним вы точно не утоните.
Небольшой совет по использованию спасательного жилета:
Жилет необходимо застегнуть на все предусмотренные застежки и молнии, и затянуть все боковые стропы. После этого спасательный жилет должен сидеть плотно, но тем не менее не мешать движению. Необходимо проверить затяжку спасжилета, вытянув руки вперед-вверх, и попросив кого-нибудь подергать жилет вверх за плечевую часть жилета. Если спасжилет сползает вверх , нужно затянуть паховые и торсовые стропы сильнее. Поток воды, когда вы в нем окажетесь, сорвет Ваш незатянутый спасжилет через голову. Подбирайте размер жилета в зависимости от погоды, так как в холодную погоду, вам потребуются одевать его на теплую одежду, что потребует увеличения размера, причем значительно. И если ваш жилет имеет боковые регулируемые стропы, то вы с этим справитесь, а вот если он будет рассчитан на определенный размер, то это вызовет проблему с его застегиванием.
Еще одним средством спасения является комбинезон-поплавок, на мой вкус самое лучшее средство в наших погодных условиях. Он не только позволяет спастись при несчастном случае, но оставаться сухим во время рыбалки в любых погодных условиях. В правилах ГИМС, разрешения на использования таких комбинезонов нет, по крайней мере я не нашел, но при проверке документов, и нахождении в таком костюме, вопросов никогда не возникало. Многие производители выпускают так называемые «дышащие» модели, по факту это не совсем так, и для ходовой рыбалки они абсолютно не рассчитаны. Но зато для рыбалки в лодке они подходят идеально. Тот комбинезон, которым я лично пользуюсь, испытал, и остался полностью довольным. Все свои основные обязанности он выполнял на сто процентов. Если вы приобретаете такой костюм, особенно если от какой то мало известной фирмы, то и вам рекомендую его испытать, что бы подстраховаться от любых непредвиденных ситуаций.
Еще одним средством спасения на воде, является «конец Александрова», по сути это полипропиленовый шнур с не затягивающейся петлей на конце и поплавком. Его забрасывают в воду для более удобного вытаскивания попавшего туда человека. Хотя и применяется крайне редко, но вещь в целом необходимая и пренебрегать ее приобретением не стоит.
Сигнальные ракеты и фальшфейера, то же не входят в перечень постоянно используемых изделий, но так же как и «конец Александрова» могут потребоваться в любой момент. В крайнем случае их просто можно зажечь, под хорошее настроение.
А вот черпак входит в перечень постоянно используемого оборудования и даже если ваша лодка оборудована помпой, она не всегда справляется, да и вообще может выйти из строя. А уж если помпы нет, то это вообще одна из важных деталей, особенно в сильный ветер и дождь. В принципе черпак можно изготовить из подручных средств, например из пятилитровой канистры из под незамерзайки, но можно и купить.
Если все выше перечисленное у вас есть, то вы смело можете выходить на воду в лодке, естественно дождавшись на это официального разрешения.